деприватизация и регуманизация (halfaman) wrote in art4ru,
деприватизация и регуманизация
halfaman
art4ru

Categories:

Выставка скульптора Михаила Плохоцкого "Дать месту голос"

C 15 по 29 октября в московском пространстве «Фабрика» прошла выставка московского скульптора Михаила Плохоцкого «Дать месту голос». Ее вполне можно считать идеологическим высказыванием: пространственно-аудио-визуальной метафорой деколониального поворота, относительно нового движения в критической мысли, ключевым представителем которой на постсоветском пространстве является Мадина Тлостанова.

фото: Катя Исаева
Важным пунктом деколониального поворота является реабилитация места которому, как отмечает Тлостанова, «соответствует особый модус пограничного мышления, который становится интертекстуально обусловленной дискурсивной практикой, а не самостоятельным дистанцированным от жизни и мира утверждением автономности мыслящего субъекта. Отсюда и формулировка Вальтера Миньоло: «Я там, откуда я мыслю». Проект Плохоцкого вполне выразительно иллюстрирует эту культурологему.



фото: Катя Исаева
Выставка на Фабрике представляет композицию ржавых параллелепипедных труб соразмерных или даже превышающих размер человеческого тела. Из этих ржавых жестяных вытянутых параллелелепидов, странных и в то же время банальных (сколько таких видят жители мегаполиса и даже не замечают!) доносились аудиозвуки относящихся к различным событиям проходивших в Гуслице.

фото: Катя Исаева
О Гуслице стоит сказать отдельно – это бывшая фабрика в 15 километрах от подмосковного Егорьевска, которая около десяти лет назад по инициативе частных владельцев Ирины и Михаила Николаевых была переделана в арт-кластер, в который хозяева приглашали кураторов чтобы вдохнуть в него жизнь.
Первым был Тимофей Караффа-Корбут, позже при моем скромном участии (2013-2016) и других кураторов, в том числе автора этой заметки и самого Михаила Плохоцкого, предпринимались сначала робкие, но потом все более уверенные и уверенные попытки создать лабораторию децентрализованной модели современного искусства и создать художественную комунну.

фото: Ольга Божко
Этот проект претендовал на социальную и культурную актуальность. У нас в стране очевидна проблема избыточной централизации, завязанности на культурные центры, что как бы отнимает у локальных сообществ право на голос. Согласно деколониальному перевороту, это является признаком колониальности знания, когда все локальное «загоняется» под историчекую европоцентричную логику. Проект Михаила Плохоцкого как бы символически возвращает этот голос месту.

фото: Таня Сушенкова
Кроме того, эта выставка в известном смысле – попытка подведения итогов гусличного проекта. В период с 2013-2015 (два медийно заметных проекта в рамках Московского бьеналле) и позже Михаил Плохоцкий был одним из кураторов горизонтального биеннального проекта посвященного деколонизации.

фото: Таня Сушенкова

Попадающий на Фабрику, где прошла эта выставка, оказывался в ржавеющем супрематическом лунопарке, в котором каждая точка пространства имела свой звук. Иногда это было красивое женским пением переходящим в эмоциональные бесструктурные звуки (аудио предоставлено "Шумами России"), то природными звуками, например дождем.

фото: Таня Сушенкова


Была аудиоточка, где можно было послушать лекцию Мадины Тлостановой, в которой она рассказывала о противопоставлении деколониального поворота мейнстриму современной западной мысли, не смотря на то, что публике это не очень понятно и она шумит и задает нелепые вопросы.

Изображение: Михаил Плохоцкий

Также можно было услышать запись спонтанного концерта Панк-Фракции Красных Бригад на крыше одного из ангаров Гуслицы. Примеры других аудио: саундтрек к фильму Ефремов Владимира Дубоссарского и интервью егорьевских художников (например Бориса Борисова) из окрестностей Гуслицы.


Фото: Михаил Плохоцкий

Про художников из окрестностей Гуслицы стоит сказать отдельно: в находящемся в 15 километрах от бывшей фабрики подмосковном Егорьевске заметных художников на удивление немало. Из старшего поколения – это целый «выводок» учеников известного послевоенного советского авангардиста Эмиля Билютина, из которых особенно хотелось бы выделить недавно скончавшегося Владимира Кузнецова и Александра Панкина, автора концепции концептуального конструктивизма, в которой он аналитически трактует Малевича, находя в его супрематических концепциях идеальные пропорциональные модели. В городе есть целая группа графитчиков, например Milk, который остроумно и изобретательно встраивает свои «писы» в городскую среду Егорьевска и других городов. Я встречал его граффити в Москве и подмосковных городах. Также в Егорьевске есть интересные художники-примитивисты из которых запомнился Олег Киреев. Есть художница Анна Шанаева, которая поднимает гендерные темы. Однако, близость Москвы как будто бы парализует эту вполне потенциальную сцену.

Егорьевские художники мало общаются друг с другом, не видят ни своего локального сообщества, ни своего места в нем. Они как бы лишены собственного голоса, что согласно концепции деколониального повороту, есть важнейший симптом колониальности локальных культурных ситуаций. Плохоцкий проиллюстрировал эту ситуацию заглушив интервью егорьевских художников шумом дождя, а точнее девятью дорогами дождя разной интенсивности вплоть до затихания и одинокой капели, что безусловно дополнило метафору глубокой колониальности регионального русского искусства которую нам еще преодолевать и преодолевать.
Антон Николаев

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment